Ил-14 — советский ближнемагистральный самолет, разработанный КБ Ильюшина в конце 1940-х гг. для замены устаревшего самолета Ли-2, как дальнейшее развитие технических решений, реализованных в самолете Ил-12, и способный обеспечить безопасное завершение взлета после отказа одного из двигателей.
Крейсерская скорость: 345 км/ч.
Максимальная скорость: 430 км/ч.
Высота полета: 6500 м.
Двигатель: 2хАШ 82Т мощностью 1950 л. с.
Дальность полета с максимальной коммерческой нагрузкой: 1250 км.
Первый полет опытного Ил-14 с поршневыми двигателями АШ-82ФН был совершен 13 июля 1950 г.; 1 октября 1950 г. — первый полет на Ил-14П (первый вариант самолета с пассажирской нагрузкой 18 человек, при полетном весе 16 513 кг) с двумя двигателями АШ-82Т. По результатам госиспытаний 1951-1952 гг. было отмечено, что Ил-14 по технике пилотирования и выполнению посадки проще, чем Ил-12.
Ил-14 был практически новым самолетом, при разработке которого конструкторское бюро успешно решило сложную задачу продолжения взлета после отказа одного из двигателей.
Самолет Ил-14 получил надежный 14-цилиндровый поршневой двигатель воздушного охлаждения Аш-82Т с мощностью в 1950 л. с. и при максимальном взлетном весе 18 700 кг брал 36 пассажиров, которых с крейсерской скоростью 345 км/ч перевозил на расстояние 1250 км.
Эти машины помимо СССР строились в ГДР и Чехословакии, они состояли на гражданской и военной службе в большинстве стран Варшавского договора, а также развивающихся государств.
Производство самолетов прекратилось с января 1958 г. (к тому моменту число выпущенных машин составило около 2200 единиц. С началом реактивной эры в 70-х гг. многие Ил-14 вернулись в СССР, где были разобраны на запчасти или переданы в ВВС и Полярную авиацию. На сегодняшний день в России осталось очень мало этих машин в летной годности, но в некоторых странах они летают и по сей день.