Ли-2 — советский поршневой пассажирский и военно-транспортный самолет, который был создан КБ завода № 84 (главный конструктор В. М. Мясищев, главный инженер Б. П. Лисунов) на основе приобретенной лицензии на выпуск Douglas DC-3 (Douglas Aircraft Company — американская авиастроительная компания), но самолет нельзя считать полным копированием Дугласа ДС-3, так как он практически целиком строился из отечественных материалов и отличался от американской машины.
Этот самолет стал эпохой в истории авиации нашей страны. Осенью 1938 г. на заводе был собран первый самолет из деталей американского комплекта. После заводских испытаний его передали в НИИ ГВФ, где с 3 сентября по 17 декабря 1939 г. прошли Государственные испытания с положительным заключением. Серийное производство самолета из отечественных материалов было развернуто еще до окончания госиспытаний, и к лету 1939 г. было изготовлено шесть машин, которые стали называться ПС-84 (пассажирский самолет завода № 84). В 1940 г. ПС-84 появился на линиях Аэрофлота, где обслуживал как внутренние, так и международные рейсы.
С началом войны с Германией гражданская авиация была мобилизована на фронтовые перевозки. 23 июля 1941 г. начальник Управления ГВФ Герой Советского Союза В. С. Молоков подписал распоряжение о формировании Авиагруппы особого назначения для выполнения заданий Генерального штаба. На вооружение группы поступали линейные самолеты Ли-2 для выполнения транспортных перевозок в интересах армии.
В 1942 году самолеты начали переоборудовать в тяжелые бомбардировщики, где было необходимо присутствие штурмана в экипаже.
С сентября 1942 г. на заводе стали выпускать чисто военную версию ПС-84, которая получила обозначение Ли-2 по имени главного инженера завода Б. П. Лисунова. Ли-2 принимал участие практически во всех крупных военных операциях Великой Отечественной войны. В послевоенные годы построили пассажирский Ли-2П.
Крейсерская скорость: 290 км/ч.
Максимальная скорость: 320 км/ч.
Высота полета: 5600 м.
Двигатель: два М-62ИР.
Дальность полета пустого самолета (перегоночная): 2500 км.
В мирное время самолет широко применялся в районах Крайнего Севера в полярной авиации. Постепенный вывод из эксплуатации и списание самолетов Ли-2 началось в конце 1950-х гг. в связи с заменой их на более совершенные самолеты Ил-12 и Ил-14. Но Ли-2 любили все. Самолеты эти хорошо знал и любил летный состав и технические службы ВВС и ГФВ.